Содержание:
- Кто такой финансовый уполномоченный?
- Когда можно обращаться к финансовому уполномоченному?
- Кто работает с уполномоченным
- Кто обращается к финансовому уполномоченному?
- Как обратиться к уполномоченному?
- Какие документы понадобятся?
- Через сколько вынесут решение?
- Как происходит рассмотрение спора?
- Где найти решение?
- Как исполняют решение?
Кто такой финансовый уполномоченный?
Финансовый уполномоченный это независимое лицо, которое действует на основании закона. Он помогает решать споры между гражданами и организациями. В этом году также можно решать споры через финансового уполномоченного.
При этом вам не нужно обращаться в суд. Чаще всего к нему обращаются при получении выплаты по страховке после дтп. Но это не единственная ситуация.
По закону, если ваш спор должен изучить финансовый уполномоченный, тогда нужно обращаться к нему. Вы не можете сразу пойти в суд. В суд можно идти только после решения уполномоченного. Например, если вы будете не согласны с его решением или с суммой, которую он назначит.
Обращение к уполномоченному бесплатное, можно всё оформить через сайт. Он занимается только имущественными спорами, денежными выплатами. Он не решает споры по расторжению брака или споры по детям. Причем уполномоченный рассматривает дела, где сумма выплаты меньше 500 тысяч рублей.
Но если у вас спор по выплатам на ОСАГО, тогда уполномоченный решает эти дела, даже если сумма больше 500 тысяч рублей. Это сделано для того, чтобы снять нагрузку с судов.
Финансовый уполномоченный действует независимо. Он не связан с организациями, представителями власти или с банками.
Подготовкой к рассмотрению вашего спора занимается специальная служба финансового уполномоченного.
Когда можно обращаться к финансовому уполномоченному?
Обратить можно, если у вас возник денежный спор с финансовой организацией. При этом это не должна быть предпринимательская деятельность. Как правило, это споры, где вы являетесь потребителем. Например, споры со страховой фирмой или с банком.
Важно соблюдать сроки обращения. С момента нарушения до вашего обращения должно пройти не больше 3 лет. Например, страховая отказала вам в выплате в 2023 году. Значит обратиться можно до 2026 года.
Если вы пропустили срок, тогда нужно писать заявление на восстановление и указать причины пропуска. Если уполномоченный посчитает причину уважительной, срок восстановят. И вы сможете обратиться к нему по вашему вопросу. Также нужно приложить документы, которые подтвердят причину пропуска срока.
Финансовый уполномоченный решает споры только с теми организациями, которые с ним сотрудничают. Если у фирмы отозвана лицензия или она прекратила деятельность, тогда уполномоченный не будет решать спор. В этом случае нужно обращаться в суд.
Кто работает с уполномоченным
В законе есть список организаций, которые обязаны работать с уполномоченным.
Список организаций:
- все страховые фирмы по вопросам ОСАГО.
- страховые фирмы по медицинским страховкам.
- микрофинансовые организации.
- ломбарды.
- другие кредитные организации.
- негосударственные пенсионные фонды.
Если какая-то из этих организаций не сотрудничает с уполномоченным, тогда придется обращаться в суд. Подробный список составляет Банк России.
Кто обращается к финансовому уполномоченному?
Чаще всего обращаются потребители услуг. К примеру, если вы заключили договор страхования, то вы являетесь потребителем услуги. Также может обратиться представитель потребителя, например по доверенности. Или это может быть опекун.
Если договор заключен на несовершеннолетнего ребенка, тогда обратиться могут его родители. Такие споры возникают, если на ребенка оформлена медицинская страховка.
Также к уполномоченному может обратиться лицо, которому уступлено право требования. Например, если вы попали в ДТП и передали право требования долга другой фирме. Но в этом случае уполномоченный возьмет дополнительную оплату. Сейчас это 15000 рублей за одно обращение.
Поэтому прежде чем передавать кому-то право требования, подумайте несколько раз.
Как обратиться к уполномоченному?
Перед тем как обратиться к уполномоченному, вы должны попытаться договориться с организацией. Для этого нужно направить претензию с вашими требованиями. Возможно организация согласится выплатить вам деньги добровольно. Претензию лучше направлять по почте заказным письмом.
У организации будет 15 дней с момента получения письма, чтобы дать вам ответ. Если они соглашаются на ваши условия, тогда вам больше не нужно никуда обращаться. Если организация отправит отказ, что чаще всего происходит, тогда можно писать финансовому уполномоченному.
Если в течение 30 дней на вашу претензию не было никакого ответа, тогда тоже можно обращаться к уполномоченному.
Есть несколько способов как направить обращение:
- через личный кабинет на сайте финансового уполномоченного.
- через портал госуслуг.
- обычным письмом по почте.
Выбирайте тот вариант, который вам подходит. Проще всего это сделать через сайт госуслуг, сейчас там есть личный кабинет у большинства граждан.
Какие документы понадобятся?
Вместе с обращением нужно отправить документы, чтобы уполномоченный всё проверил.
Документы:
- копию претензии, которую вы отправляли в организацию.
- копию письма с ответом от организации.
- копию договора с организацией.
- копии других документов, которые могут иметь значение.
- копию доверенности, если обращается представитель.
- копию свидетельства о рождении и паспорта, если обращается родитель.
- копию оплаты услуг, если обращаются по договору уступки.
Также помните, что вам не нужно проводить никакие дополнительные независимы экспертизы. Уполномоченный сам назначит её, если это нужно для решения спора. Поэтому не тратьте время и деньги раньше времени. Если это спор по ДТП, тогда у вас скорее всего уже есть предварительная экспертиза и оценка от страховой.
В обращении нужно указать:
- ваши данные, место и дату рождения.
- ваше место жительства и регистрации.
- контактные данные, телефон, электронную почту для связи.
- данные и адрес организации с которой у вас договор.
- информацию о споре.
- сумму спора или сумму, которую вы хотите получить.
- данные из договора, дату заключения.
- информацию об отправке претензии.
- поставьте вашу подпись в заявлении.
Если всё заполнено верно и данных достаточно, тогда финансовый уполномоченный начнет работать по вашему делу.
Через сколько вынесут решение?
После отправки заявления, оно поступает в службу уполномоченного. Через 1-3 дня вам придет сообщение о принятии заявления в работу. Либо поступит сообщение об отказе.
В течение трех рабочих дней со дня поступления обращения вам будет направлено уведомление о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе.
Если вы заполнили заявление не правильно, вам тоже может прийти отказ с указанием причин.
Если всё в порядке, тогда уполномоченный начнет изучать обстоятельства дела. Решение вынесут в течение 15 дней с момента обращения. Иногда срок может быть увеличен до 30 дней. Например, если вы уступили право требования другому лицу или организации.
Если потребуется независимая экспертиза, тогда срок могут увеличить еще на 10 дней.
Как происходит рассмотрение спора?
После того, как дело передано уполномоченному, вы можете следить за всеми этапами в личном кабинете. Также вам придет сообщение на телефон и на электронную почту.
По вашему требованию, дело могут рассмотреть в вашем присутствии. Также вы можете в любой момент остановить рассмотрение спора. Например, если вам удалось договориться с организацией или вы составили соглашение.
Но если организация не выполнит свои обязательства, вы сможете повторно обратиться к уполномоченному по этому спору.
По итогам рассмотрения уполномоченный вынесет решение. Это может быть полное или частичное удовлетворение ваших требований. Также он может вынести решение об отказе в ваших требованиях.
Где найти решение?
Уполномоченные в течение 1 дня отправит копию решения в ваш личный кабинет. Копия решения будет закреплена электронной подписью. Также он может отправить документы по адресу вашего проживания. Кроме того, если вы проживаете в Москве, то можете забрать решение лично.
После подписания решения должно пройти 10 дней, чтобы оно вступило в силу. Также копию решения направят в организацию. В тексте решения будет указано, сколько времени дается организации на исполнение.
Как исполняют решение?
В тексте решения будет указана дата, до которой организация должна его выполнить. Как правило там прописывается сумма, которую вам выплатят. Если организация не выполняет решение, тогда уполномоченный может выдать вам специальный документ — удостоверение.
С этим документом вам нужно обратиться к приставам в вашем городе. Они начнут исполнительное производство и будут принудительно взыскивать денежную сумму, которая указана в удостоверении.
За удостоверением можно обращаться в течение 3 месяцев. Для этого достаточно написать заявление уполномоченному через личный кабинет. Удостоверение вам направят в течение 30 дней.
Организации выгодно исполнять решение сразу. Если она этого не сделает, тогда вы можете получить компенсацию в размере 50% от суммы в решении. Например, если вам должны выплатить 100 тысяч рублей, тогда штраф за просрочку составит еще 50 тысяч рублей.
Если вас не устраивает решение, которое вынес уполномоченный, тогда нужно обращаться в суд. У вас есть 30 дней для обращения в суд с момента вступления решения в силу.
К исковому заявлению в суд нужно приложить копию обращения к уполномоченному. Также нужно приложить копию решения.
При обращении в суд, вам нужно направить копию иска финансовому уполномоченному. Он будет привлечен в качестве третьего лица.
Задайте вопрос юристу