Обязанности потребителя

У потребителя, как и продавца есть определенные обязанности. В большинстве случаев, обязанности прописывают в договоре, который заключают стороны.

Этот договор оформляется при покупке товара, выполнении услуги или работы. Также ряд обязанностей указаны в законах РФ.

По закону, потребитель — это гражданин, который хочет заказать услугу или купить товар. При этом товары и услуги потребитель должен приобретать только для личных или семейных потребностей.

Товары нельзя покупать для предпринимательской деятельности. Об этом сказано в п. 3 закона «О защите прав потребителей». Если вы планируете покупать товары или заказывать услуги для коммерческой деятельности, тогда у вас возникают другие обязанности и права.

Покупатель и продавец могут заключить договор купли-продажи, кредитный договор, договор на оказание услуг. В договоре можно прописать обязанности сторон. Об этом сказано в ст. 421 Гражданского кодекса РФ. Главное, чтобы условия договора не противоречили законам РФ. Также стороны должны договориться между собой по каждому пункту договора.

Основные обязанности — это принятие товара, например через акт приема-передачи. Также в обязанности входит своевременная и полная оплата товара, услуги или работы. Кроме этого, потребитель должен своевременно предупредить продавца о некачественном товаре или услуге.

Обязанности потребителя при покупке товара

В законе прописаны 9 обязанностей, которые появляются у потребителя при покупке товара:

  1. Потребитель должен оплатить товар. Цена товара может быть указана на ценнике в магазине или прописана в договоре. Например, когда вы покупаете машину, цена будет указана в договоре купли-продажи. Товар можно оплатить в рассрочку, если такая возможность указана в договоре. Эта обязанность прописана в п.1 ст. 454 Гражданского кодекса РФ.
  2. У покупателя также возникает обязанность принять товар. Перед тем как принимать товар, убедитесь в целостности товара. Также проверьте количество, если товар продается поштучно. Об этом указано в п. 1 ст. 484 Гражданского кодекса РФ.
  3. Также продавец обязан уведомить продавца, если третье лицо или организация подает иск в суд об изъятии товара. Это правило закреплено в ст. 462 ГК РФ.
  4. Покупатель обязан предупредить продавца, если ему передали большее количество товара. Например, вы заказали в магазине 2 кресла и оплатили их, а вам привезли 3. Если этого не сделать, тогда продавец может подать на вас в суд.
  5. Покупатель должен сообщить продавцу обо всех недостатках, которые обнаружит. Например, если нарушена упаковка или товар испорчен. Сообщите продавцу, если вам передали меньше товаров, чем вы оплатили. Сделайте это в те сроки, которые указаны в договоре. Если в договоре нет пункта о сроках, тогда сообщите сразу, как найдете недостатки. Поэтому проверяйте товар сразу после покупки или доставки. Это требование указано в п.1 ст. 483 ГК РФ.
  6. Также у покупателя есть обязанность вернуть товар, если обнаружены недостатки или товар сломан. Составьте заявление о возврате товара с требованием вернуть деньги и отправьте продавцу. Если вам привезли товар из другого города, тогда доставку оплачивает продавец. Такое правило прописано в п.5 ст. 503 ГК РФ.
  7. Покупатель должен вернуть товар, если продавец не указал важную информацию при продаже или указан неверную информацию. Например, вам сказали, что автомобиль с двигателем 2 литра, а вам передали с двигателем 1.6 литра. В этом случае напишите заявление на возврат товара, а также потребуйте вернуть деньги.
  8. У покупателя также есть обязанность оплатить расходы на экспертизу, если был спор о качестве товара. Но эта обязанность появляется, если окажется, что недостатки товара возникли не по вине продавца. Например, если вы уронили телефон, он перестал работать и вы потребовали провести экспертизу. Подобные дело обычно рассматриваются в суде.
  9. Последняя обязанность — вернуть разницу в цене, если вам заменили проданный товар на более дорогой. О замене нужно предварительно договориться с продавцом и согласовать условия. Это требование указано в п.2 ст.24 закона «О защите прав Потребителей»

Обязанности потребителя при получении услуги

Если вам, как потребителю оказывают услугу, например установку окон или ремонт автомобиля, у вас тоже возникают обязанности:

  1. Потребитель должен полностью оплатить услугу по той цене, которая указана в договоре. Услугу можно оплачивать в рассрочку. Но об этом нужно заранее договориться с исполнителем. Это правило прописано в п.1 ст.779 Гражданского кодекса РФ.
  2. Если вы решили отказаться от исполнения услуги, тогда вам придется оплатить расходы, которые понес исполнитель. Например, вы решили установить 5 окон на балкон, но отказались после установки первого окна. В этом случае вам придется оплатить расходы на установку одного окна, а также расходы за доставку.
  3. Если вы откажетесь от выполнения услуги, вам придется вернуть её результат, если это возможно. Отказаться от услуги можно, если исполнитель предоставил вам неверную информацию. Это требование прописано в п.1 ст.12 закона «О защите прав Потребителей».

Обязанности потребителя при заказе работ

Главное отличие работы от услуги в том, что при выполнении работы вам передают какой-то материальный объект, который вы заказали. Например, костюм, который вы заказали у портного или дом, который вам построят.

Если вам оказываются работы, у вас также могут возникнуть обязанности. Основных обязанностей всего восемь:

  1. Вы, как потребитель обязаны принять выполненную работу. Как правило при принятии работы стороны подписывают акт о выполненной работе. Это требование закона указано в п.1 ст.702 ГК РФ.
  2. Потребитель обязан оплатить работу по той цене, которая указана в договоре. Оплату можно произвести в рассрочку, если стороны согласовали это заранее.
  3. Потребитель обязан предоставить материалы или оборудование, если стороны указали это в договоре. Например, если вы хотите, чтобы дом построили из ваших материалов. Или если вы хотите, чтобы вам сшили костюм из вашей ткани. Также предоставьте техническую документацию, если она нужна при выполнении работ. Например, проект для строительства.
  4. Если вы по какой-то причине отказываетесь от выполнения работы, тогда вам придется оплатить ту работу, которая выполнена на момент отказа. Как правило эти споры решаются в суде. Но если вы договоритесь с исполнителем, тогда можно заключить соглашение. Отказаться от выполнения работ можно в любой момент. Об этом сказано в п.2 ст.731 Гражданского кодекса РФ.
  5. Также нужно вернуть оказанную работу, если вы отказываетесь от продолжения работ из-за неверной информации от исполнителя. Например, строитель сказал, что умеет строить дом, но вы понимаете, что у него нет навыков.
  6. Также у вас есть обязанность в содействии при выполнении работ. Это самая спорная обязанность, разберем её на примере. Предположим, что вы заказали строительство дома, но войти на ваш участок можно только через железную дверь с замком. В этом случае, вы должны предоставить ключи строителям или впускать их в согласованное время. Если вы будете им препятствовать, это будет нарушением. Об обязанности в содействии указано в п.1 ст.718 ГК РФ.
  7. Если подрядчик отклоняется от договора при выполнении работ, вы должны уведомить его об этом. Лучше это сделать письменно.
  8. После принятия работ вы должны проверить качество выполнения. Если будут обнаружены скрытые недостатки или дефекты, вы обязаны сообщить об этом подрядчику. Например, если после строительства дома вы обнаружили, что общая площадь на несколько метров меньше, чем указана в договоре.

Задайте вопрос юристу

*

*