По закону, у потребителя есть право на покупку товара, получение услуги или на выполнение работы. Причем товар, услуга и работа должны быть качественными.
Также товары и услуги должны соответствовать требованиям безопасности. Кроме этого потребитель имеет право получить необходимую информацию о товаре или услуге перед покупкой. К такой информации относятся сведения об изготовителе, продавце или организации.
Также у потребителя есть право вернуть деньги, если товар окажется испорченным или нерабочим или услуга будет оказана с нарушением.
Содержание:
Кто такой потребитель
По закону, потребитель — это гражданин, который хочет заказать услугу или купить товар. При этом товары и услуги потребитель может покупать только для личных или семейных нужд. Товары нельзя покупать для предпринимательской деятельности. Об этом сказано в п. 3 закона «О защите прав потребителей».
Если вы планируете покупать товары или заказывать услуги для коммерческой деятельности, тогда у вас возникают другие права. Юридическое лицо или компания не являются потребителем.
Право на качественный товар, услугу или работу
Это право основное и позволяет потребителю приобрести товар, который выполняет заявленные функции. Например, при покупке компьютера, он должен работать так, как заявлено изготовителем или продавцом.
Данное правило также относится к услугам и работам, которые заказывает потребитель.
Товар должен соответствовать всем параметрам, которые указаны при продаже в договоре или в описании. Например, если указано, что на автомобиль установлена автоматическая коробка передач, значит должна быть установлена именно она. Если же при покупке выяснится, что установлена механическая коробка, это будет нарушением прав потребителя.
Если товар содержит недостатки, тогда его можно вернуть продавцу и получить деньги. Например, если товар не работает, работает неправильно или не выполняет свои функции. Об этом сказано в п. 1 ст. 18 закона «О защите прав потребителей».
Вернуть товар нужно в сроки, которые установлены в договоре или в течение гарантийного срока. Для возврата товара составьте претензию, в которой укажите свои требования. Претензию направьте продавцу или изготовителю по юридическому адресу.
В претензии можно потребовать вернуть убытки, которые вы получили во время использования товара или услуги. Также вы можете взыскать моральный вред, который вам причинен. Если продавец или изготовитель не отвечают на претензию, тогда придется составить исковое заявление в суд.
Дополнительно через суд можно взыскать расходы на проведение экспертизы, расходы на юристов и неустойку. Также претензию и иск можно подавать, если вам передали товар или оказали услугу с нарушением сроков.
Например, если строительная фирма должна построить дом в течение 6 месяцев, но не выполнила свои обязанности.
Права потребителя, если товар или услуга некачественные
Если товар окажется неисправным, потребитель может потребовать:
- Ремонт товара за счет продавца. Главное вернуть товар в течение срока годности или гарантийного срока.
- Замену товара. В этом случае продавец или изготовитель должны передать покупатель новый товар, который отвечает всем требованиям.
- Компенсацию за товар ненадлежащего качества. Например, если вы купили телефон и обнаружили на нём царапину. О размере компенсации стороны должны договориться заранее.
- Бесплатное устранение недостатков или дефектов товара. К примеру вы купили набор посуды из 10 кружек и обнаружили дома, что в комплекте только 9 штук. В этом случае вы можете потребовать у продавца недостающую кружку.
- Отказаться от договора купли-продажи и потребовать вернуть деньги.
Чаще всего потребители отказываются от покупки и требуют возврата денег. Лучше проконсультируйтесь с юристом, чтобы выбрать наилучший вариант решения проблемы.
Если потребитель получил некачественную услугу или работу, он имеет право:
- Потребовать бесплатно устранить недостатки. К примеру, если вы заказали установку окон и увидели, что оконный проем не утеплен.
- Потребовать бесплатно изготовить новую вещь или переделать работу. К примеру, вы заказали изготовление шкафа, но обнаружили сколы и трещины на нём.
- Снизить цену оказанной услуги или работы, если вы готовы смириться с недостатками.
Потребитель самостоятельно выбирает, каким из этих пунктов он воспользуется.
Право на безопасный товар, услугу или работу
Товар и услуга должны соответствовать требованиям безопасности. Это значит, что купленный товар не должен причинять вред вашей жизни или здоровью при использовании по назначению.
К примеру, если вы купили телефон, он не должен слишком сильно нагреваться или бить током.
Также товар должен отвечать требованиям безопасности при перевозке или хранении. Об этом говорится в законе «О защите прав потребителей».
Помните, что это правило распространяется только в течение гарантийного срока или срока годности. Об этом сказано в п.1 ст.7 закона «О защите прав потребителей».
Если товар или услуга причинили вред вашему здоровью или имуществу, тогда вы можете взыскать компенсацию. Для этого закажите экспертизу, соберите справки из медицинского учреждения и направьте претензию. Если продавец или изготовитель не отвечают на претензию, тогда подавайте исковое заявление в суд.
Вы можете потребовать неустойку за такой товар или услугу. Также вы можете вернуть деньги за товар, который причинил вам вред.
Право потребителя на информацию о товаре, услуге
Потребитель имеет право получить всю необходимую информацию о товаре, услуги или работе перед покупкой. Информация должна быть правильной и достоверной. К такой информации относится:
- Сведения о товаре, его характеристиках и свойствах.
- Информацию о стоимости товара, о возможности рассрочки.
- Сведения о условиях покупки и доставки товара.
- Информацию о гарантийном сроке или сроке годности.
- Сведения о том, как использовать товар по назначению, чтобы он правильно работал и был безопасен для использования.
- Информацию о производителе или изготовителе. Если речь идет об оказании услуги или работы, тогда информацию об изготовителе или подрядчике. Также потребитель может запросить сведения о регистрации, ОГРН, лицензии.
Если вы заключаете договор купли-продажи или договор на оказание услуг в письменном виде, тогда эта информация должна быть прописана в договоре. Это правило установлено в п.2 ст.8 закона «О защите прав потребителей».
Если данные, которые предоставил продавец или изготовитель причинили вред здоровью или имуществу, тогда вы можете расторгнуть договор. В этом случае вам должны вернуть деньги, которые вы заплатили.
Также вы можете требовать неустойку и компенсацию морального вреда.
Если из-за неверной информации вы приобрели неподходящий товар или услугу, вы тоже можете расторгнуть договор. Например, если продавец сказал вам, что телефон определенной модели, а после покупки выяснилось, что это не так.
Право на судебную защиту
В случае проблем с товаром или услугой вы можете написать претензию продавцу или изготовителю. Если вам ничего не ответят или ответят отказом, тогда вы можете обратиться в суд с исковым заявлением.
Вы имеете право самостоятельно выбрать суд. Это может быть суд:
- по юридическому адресу организации или фирмы, которая продала вам товар или услугу.
- по вашему месту жительства или регистрации.
- по месту покупки товара или оказанию услуги.
Чаще всего потребители выбирают суд по месту жительства, чтобы не ездить на судебные заседания в другой город.
Помните, что суд дополнительно взыскивает с продавца или изготовителя штраф 50% от стоимости товара, если вы выиграете дело. Причем вам даже необязательно заявлять это требование в исковом заявлении. Об этом сказано в п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №17.
Поэтому продавцы стараются не доводить дело до суда и решать споры мирно, чтобы не платить дополнительные штрафы. Кроме обращения в суд, потребитель может обратиться в Роспотребнадзор. Этот орган создан для защиты прав потребителей.
Роспотребнадзор может провести контрольную закупку, обратиться в прокуратуру или суд для защиты ваших прав.
В каждом городе существуют союзы или ассоциации по защите прав потребителей. Если у вас недостаточно знаний для составления заявления, вы можете обратиться к ним. Эти организации могут:
- Проводить экспертизу товаров или услуг.
- Обращаться в прокуратуру для защиты ваших прав.
- Обращаться с исковым заявлением в суд, представлять ваши интересы в суде.
Но помните, что такие союзы потребителей могут просить оплату за свои услуги. В некоторых случаях они берут тот самый штраф 50%, который вам присуждает суд.
Задайте вопрос юристу